Бизнес не питает иллюзий относительно новой директивы о развитии предпринимательской инициативы

 Бизнес не питает иллюзий относительно новой директивы о развитии предпринимательской инициативы, ожидать особого улучшения бизнес-климата в результате ее принятия не приходится. Об этом заявил БелаПАН глава Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин, комментируя проект документа, обсуждавшийся на сайте Министерства экономики.

Учитывая, что новая директива рассматривается как развитие действующей директивы № 4 от 31 декабря 2010 года “О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь”, эксперт попытался проанализировать оба документа и оценить результаты выполнения действующей директивы. При этом он сразу отметил, что новая директива отличается намного меньшей смелостью и большей декларативностью. Не исключено, что теоретически еще сохраняется возможность полной реализации директивы № 4.

Балыкин, в первую очередь, обратил внимание на неясный статус такого акта, как директива президента, поэтому, считает эксперт, ее надо рассматривать “скорее как перечень поручений президента, нежели как нормативно-правовой акт прямого действия”.

Глава АМиСП уверен, что белорусская власть свои указания выполняет “только тогда, когда ей это удобно”. В качестве примера он привел требования директивы № 4 о переходе к рыночному ценообразованию, исключению вмешательства государства в этот процесс, об отмене ограничения торговых надбавок и экономического обоснования цен. “Вот только события декабря 2014 год показали, насколько государство готово следовать собственным установкам. Тогда были заморожены цены”, — напомнил Балыкин.

Кроме того, директива требовала обеспечения права руководителя предприятия на деловой риск. Но, как отметил эксперт, как в стране обеспечивается это “право”, показали многочисленные судебные процессы над хозяйственниками.

Такую же судьбу глава предпринимательской ассоциации предрекает и новой директиве.

Касаясь проекта директивы, эксперт прежде всего отметил ее направленность на передачу государственной собственности в частные руки. Так, в частности, предлагается установить исчерпывающий перечень критериев, при выполнении которых субъекту предпринимательской деятельности не может быть отказано в приобретении (с рассрочкой платежа на пять лет) либо заключении договора долгосрочной (до 10 лет) аренды государственного имущества (кроме земельных участков), которое было арендовано данным субъектом в течение не менее трех лет.

Такая мера, полагает эксперт, была бы оправдана в стране с конкурентной экономикой и возможностями свободного входа на рынок. “К сожалению, Беларусь таковой не является, поэтому практическая реализация этой нормы не стимулирует деловую активность и приведет только к перераспределению собственности, а не к повышению эффективности экономики в целом”, — сказал Балыкин.

Вячеслав Будкевич, БелаПАН.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Bookmarks