В Беларуси доля устоявшихся предпринимателей – 2,7%, еще 9,7% от взрослого трудоспособного населения задумываются о том, чтобы открыть свой бизнес, показал «Глобальный мониторинг предпринимательства».
Мониторинг дает ежегодную оценку предпринимательской активности. Беларусь впервые фигурирует в нем.
По показателю уровня потенциальных предпринимателей, то есть количеству людей, желающих в течение трех лет открыть свое дело, Беларусь находится на 45 месте из 50.
— Это низкий уровень предпринимательских намерений среди населения, – рассказала научный сотрудник BEROC Мария Акулова, презентуя результаты исследования.
Среди уже состоявшихся предпринимателей 47,1% готовы открыть новый бизнес. А среди тех, кто не занимается бизнесом, 6,6% хотели бы начать свое дело в ближайшее время.
Согласно исследованию, около 3% занимается сегодня созданием компаний, а 2,8% являются собственниками бизнеса, который функционирует менее, чем 42 месяца. Эти показатели формируют индекс ранней предпринимательской активности, который в 2019 году был равен 5,8.
— По сути он является своего рода сигналом того, какой потенциал у бизнеса стать устойчивым в краткосрочный период времени, — объяснила экономист.
Решение заняться бизнесом во многом зависит от экономической ситуации в стране и возможностей трудоустройства. Например, в странах с невысоким уровнем дохода создается больше малых, но неустойчивых компаний. В экономически более успешных странах появляется меньше малых и микропредприятий, так как люди чаще находят стабильную работу, а предпринимательство уже достаточно развито.
Около 15% предпринимателей сказали, что страх провала для них являлся серьезным барьером, чтобы открыть свой бизнес. Среди непредпринимателей считают это значительным барьером около 40% опрошенных
— Но люди, которые уже попробовали, понимают, что правила игры понятны, и более заинтересованы оставаться в этой нише. Тогда как среди тех, для кого вопрос ведения бизнеса является «черным ящиком», небольшая доля готова сменить род деятельности, — отметила Мария Акулова. — Финансовая составляющая – основная причина ведения бизнеса в Беларуси.
При ответе на вопрос, почему вы занялись бизнесом, наиболее популярными были «обеспечить высокое благосостояние» и «обеспечить уровень дохода».
— Последний вариант ответа говорит о вынужденной мере. Это означает, что у человека нет иной возможности заработать и другого источника дохода для поддержки своей семьи, – считает эксперт.
Продолжить семейную традицию и стремление изменить мир к лучшему – менее популярные мотивы, побуждающие попробовать себя в роли предпринимателя.
Среди основных причин, чтобы не открывать свой бизнес, респонденты назвали нехватку финансовых ресурсов (38%), неблагоприятные условия ведения бизнеса (19%) и отсутствие уверенности в своих силах (18,9%).
Закрытие же бизнеса в Беларуси – это в большинстве своем вынужденное решение либо поиск лучших возможностей.
Почему бизнес не спешит внедрять новинки
В Беларуси достаточно большая доля предпринимателей, которые намерены значительно увеличить количество работников. По этому показателю Беларусь стоит в рейтинге на 16 месте из 50, следуя за Великобританией и Люксембургом.
— Даже в условиях достаточно скромного экономического роста, который наблюдался в 2018—2019 годах, значительный процент белорусских бизнесов был нацелен на рост. Фактически белорусский бизнес был готов стать нанимателем первой инстанции в нашей экономике, — отметил старший научный сотрудник BEROC Родион Морозов.
Больший процент предпринимателей, чем в среднем по странам с высоким уровнем дохода, занят в средне- и высокотехнологичных отраслях. По этому показателю белорусские компании не отстают от США или Японии.
— Предприниматели вовлекаются в деятельность в секторах, которые могут давать достаточно высокую долю добавленной стоимости. В этом есть заслуга государственной политики, — отметил Родион Морозов.
Однако отечественные начинающие предприниматели серьезно отстают от ведущих стран по инновационности бизнеса. Здесь, по оценке экономистов, играет роль недофинансирование исследований и разработок, недостаточное внедрение инноваций, полученных в научно-исследовательских институтах.
Страновой анализ подготовили Центр экономических исследований BEROC и Международная финансовая корпорация (IFC). Исследование охватило 2 тысячи респондентов в Беларуси. Также были опрошены 37 экспертов в области бизнеса.